Правительство пока не может предложить конкретных рецептов выхода из кризиса, предпочитая заниматься переходом от сырьевой модели к промышленной, считая, видимо, достаточным для поддержки реального сектора введение проектного финансирования промышленности и программу импортозамещения. Что касается экономики в целом, то правительство пока что предлагает в качестве основной меры экономию и снижение темпов роста зарплат.

money

Выступления первых лиц правительства на Гайдаровском форуме отчасти не оправдали ожиданий экспертов и наблюдателей. В условиях неконтролируемого обвала рубля и торможения экономического роста почти во всех отраслях от правительства обычно ждут четких действий и антикризисных рецептов, но их до сих пор никто не предложил.Пока приходится довольствоваться общими оценками ситуации1 и определением рамочных направлений работы экономического блока правительства. В частности, глава Сбербанка Герман Греф заявил, что дискуссия о направлениях экономической политики порядком затянулась, и от слов давно пора переходить к делу.

«Я прочитал все документы правительства и не увидел цели экономической политики», — откровенно сказал Герман Греф.

 

От частного к общему

Впрочем, общую оценку ситуации и некоторые направления дальнейших действий правительства прозвучали от главы кабинета министров Дмитрия Медведева. Первым делом он отметил, что отчасти виной нынешнего положения дел в России является политическое давление на страну. Но основная проблема – это, оказывается, продолжение глобального экономического кризиса 2008 года, с последствиями которого Россия пока не справилась. И не только Россия. По оценкам Международного валютного фонда, валовый внутренний продукт стран еврозоны ещё не достиг уровня предкризисного 2007 года, и это о многом говорит. Другие крупные страны наращивают темпы, в третьих странах замедляются, наоборот, темпы развития. К примеру, валовый внутренний продукт Бразилии в 2014 году сократился на 0,3%.

У России при этом положение особенное, поскольку мы до сих пор не смогли диверсифицировать экономику, которая страдает от падения мировых цен на нефть. Поэтому Медведев считает, что сейчас самое время думать не о частностях3, а заняться тем, чего не добились за 20 лет.

«Важно не только объективно оценить и правильно отреагировать на изменение традиционных для нас внешних рынков, не просто справиться с экономическим и политическим давлением извне, не просто стабилизировать текущие колебания валютного курса – в целом задача более масштабная и более ответственная: речь идёт о том, чтобы изменить саму модель нашего развития», — заявил Дмитрий Медведев.

Говоря об основных антикризисных мер правительства, его глава подчеркнул, что Россия не намерена закрываться от внешних рынков, однако импортозамещение остается приоритетной задачей. По его словам, до конца первого полугодия должны быть приняты планы по импортозамещению в ряде отраслей промышленности. Часть мер уже реализуется и в оборонке, и в фармацевтике, и в станкостроении, и в нефтегазовом оборудовании.

Но главное, чем в очередной раз порадовал премьер-министр деловое сообщество – это продолжением раскрепощения предпринимательской инициативы.

«У нас и так хватает ограничений, которые, наоборот, нужно снимать. У власти есть понимание, что бизнесу нужна бóльшая свобода, чем та, которую он имеет сейчас, и государству в одиночку, без бизнеса, не изменить модель экономического развития. Но когда снаружи осуществляются попытки давления на страну, внутри продолжается административный и зачастую правоохранительный прессинг, то реакция экономики может быть только одна: она начинает задыхаться. Поэтому мы просто обязаны снять внутренние  ограничения, которые угнетают бизнес. Это абсолютный императив», — заявил Дмитрий Медведев.

Глава правительства надеется, что преодолеть кризис и снизить сырьевую зависимость экономики позволят те меры, над которыми власть уже потрудилась. В частности, это новые льготы аграрному сектору, которые позволят закрепить и без того лидирующие позиции России на мировом рынке зерна. Кроме того, вводится специальный инвестиционный контракт, определяются понятия, связанные с деятельностью индустриальных парков, создаётся инфраструктура технопарков, для поддержки промышленных предприятий на этапе предбанковского финансирования создан фонд развития промышленности. Ещё один инструмент поддержки промышленности – это проектное финансирование. Банк России будет предоставлять фондирование банкам на финансирование инвестиционных проектов на значительные суммы, но, естественно, это всё равно должны быть понятные и контролируемые суммы, бесконечно их раздувать нельзя, а для крупных самоокупаемых инфраструктурных проектов предусмотрена поддержка из Фонда национального благосостояния.

 

Экономику поддержат банковской ликвидностью

Финансовую основу для преодоления кризиса, по мнению Дмитрия Медведва, правительство уже подготовило. Российские банки с середины прошлого года открыто заявляют о наличии проблем с валютной ликвидностью из-за режима санкций и роста просроченных долгов из-за ситуации в экономике. Для поддержки банков в непростое время Банк России последовательно вводил новые инструменты предоставления ликвидности, включая нестандартные, а правительство приняло решение о докапитализации банковского сектора на 1 трлн рублей. В конце прошлого года президент Владимир Путин подписал закон, согласно которому правительство передаст для повышения капитализации российских банков Агентству по страхованию вкладов до 1 трлн рублей в виде облигаций федерального займа (ОФЗ). Кроме того, был подписан закон о повышении в два раза лимита страховых выплат по банковским вкладам из фондов Агентству по страхованию вкладов (АСВ) — с 700 тыс. рублей до 1,4 млн. Первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов уверен, что докапитализация банков через АСВ и увеличение размера страхования вкладов граждан до 1,4 млн рублей позволят застраховаться от дополнительных рисков для банковской системы и экономики в целом.

По словам Дмитрия Медведева, эти деньги не предназначены для санации проблемных финансовых институтов. Они имеют вполне чёткое целевое назначение. Средства смогут получить только те банки, которые готовы расширять кредитование реального сектора по приоритетным для нас направлениям, причём это будут и банки с госучастием, и частные структуры. Для получения поддержки банк должен выполнить ряд существенных условий: имеет значение собственный капитал – не менее 25 млрд рублей, стабильное увеличение своего кредитного портфеля на 12% в год в течение трёх лет в приоритетных отраслях экономики. Банкам также предстоит ограничить рост зарплат сотрудников, вознаграждения членам правления, членам советов директоров и дивидендов акционерам, им необходимо участвовать в системе страхования вкладов.

Не могли обойти вниманием на Гадаровском1 форуме и одну из самых спорных мер Банка России – повышение ключевой ставки в ночь с 16 на 17 декабря с 10,5% до 17%. Но даже противник такого хода министр экономического развития Алексей Улюкаев заявил, что считает его необходимым для обеспечения финансовой стабильности: «Мне представляется, и сам комментарий Банка России в тот момент, когда они повышали ставку, говорит о том, что это было не стандартное решение в рамках инфляционного таргетирования, а нечто иное. Это была мера обеспечения финансовой стабильности, потому что возможный массированный набег вкладчиков на банки, превращение активов в наличность и какие-то иные материальные формы в очень больших масштабах были бы абсолютно разрушительны для банковской системы. Мы были в шаге от банковского кризиса».

Однако Улюкаев отметил, что в ближайшие месяцы правительство «должно создать условия, которые помогли бы Банку России снизить ставку». Он также предлагает рассмотреть возможность сочетания жесткой монетарной и умеренно мягкой фискальной политики: «Всегда есть разные балансы между фискальной и монетарной политикой. Может быть ситуация, когда фискальная и монетарная политики жесткие, есть — когда мягкая, а есть ситуация, когда одна из них жесткая, а другая мягкая. Можно подумать, чтобы эти политики были асимметричными».

По словам Алексея Улюкаева, простое ужесточение фискальной политики обычно означает ухудшение качества расходов: «В условиях простого фискального ужесточения мы получаем структуру бюджета, когда производительные расходы почти обнуляются, и это опасно для создания налогооблагаемой базы на будущий период. Я бы предложил подумать о сочетании такой асимметричной политики: достаточно жесткой монетарной и при этом умеренно мягкой фискальной политики».

Герман Греф и в этом случае добавил скепсиса, намекая на бессилие правительства: «Мы понимаем, что будет делать Центральный банк. Мы понимаем, что, наверное, ставки  будут снижаться, но, честно говоря, очень мало понимания того, что будет делать правительств».

 

Экономика должна быть экономной

Пожалуй, одной из ключевых тем, заявленных правительством в начале года, станет экономия.  Дмитрий Медведев заявил9, что доходы и зарплата должны увеличиваться только по мере роста экономики и повышения производительности труда.

«Как это ни банально звучит, издержки необходимо снижать, а качество проектов повышать. Понятно, что при ослаблении рубля и дорожающем импорте это непросто. Но давайте честно признаемся: и при сильном рубле и дешёвом импорте мало кто снижал издержки и сдерживал цены. Мы и сейчас видим, когда, например, доля импорта в структуре затрат составляет 20%, а цены повышаются чуть ли не вдвое. Расчёт идёт на опыт последних лет, примеров тому немало. Пройдёт год-полтора – это, собственно, и произошло после первой волны кризиса 2008 года, и покупатели снова прибегут, будут платить деньги. Но богатеющая год от года энергосырьевая экономика осталась в прошлом. И такой товар просто невозможно продать – ни завтра, ни послезавтра. Поэтому мы должны учиться жить при низких ценах на энергоносители», — призвал граждан к экономии Дмитрий Медведев.

Впрочем, правительство уже просчитывает потери бюджета от дешевой нефти. По оценке министра финансов России Антона Силуанова, при цене на нефть в 50 долл. за баррель потери бюджета в 2015 году оцениваются в 3 трлн рублей. Министр подчеркнул, что существует проблема с источниками финансирования бюджета и под это нужно подстраиваться.

«Не может государство тратить столько средств, сколько было при цене на нефть в 100 долл. за баррель, — уверен Силуанов. — Иначе мы проедим резервы, а потом будем занимать у Центрального банка, и это приведет к инфляции, а инфляция — это индексация расходов и вхождение в так называемый инфляционный штопор. Сейчас мы видим, что цена на нефть действительно, как мы надеемся, находится близко к дну».

Министерство финансов предлагает сокращение расходов в 2015 году на 10% по всем статьям, кроме защищенных, также отметил глава ведомства.

«Несмотря на то, что мы ввели ограничения по расходам будущего года, в текущем году мы будем выходить в Госдуму с предложением сократить на 10% все расходы, кроме оборонных, по которым было принято решение», — сказал Силуанов.

Но и этих сокращений будет недостаточно, уверен министр финансов. «Это тоже политика — потратить можно, а потом надеяться на авось, может что-то случится, — сказал он. — Но такого не бывает. Мы должны сейчас определить те приоритетные расходы, которые мы должны сделать, и должны отказаться от тех расходов, которые мы не можем вынести.

По его словам, бюджет в текущем году предусматривает рост расходов на 11,7%. «При снижении темпов роста экономики это кажется просто абсурдным, — подчеркнул министр.  — Давайте увеличим, но не на 11,7%, а на 5%. Больше просто не потянем».

Минфин, однако, намерен заработать на разнице курса валют. Ведомство готово использовать средства Резервного фонда в размере 500 млрд руб. «Я считаю, что если мы реализуем часть нашего валютного Резервного фонда и разместим на рынке, то очень хорошо заработаем для бюджета», — отметил Силуанов, добавив, что считает рубль недооцененным.

 

Чем помочь реальному сектору

Герман Греф уверен, что дискуссия о том, как потратить заработанные на экспорте и продаже валюты средства, тоже изрядно затянулась.

«Если мы обсуждаем только то, за какой период мы потратим фонды, то тогда я абсолютно согласен, что мы потратим эти фонды значительно быстрее, чем мы себе это можем сегодня представить, и с печальными последствиями для экономики», — сказал Греф.

Более того, он считает, что нынешний кризис приведет к «драматическому» увеличению роли государства в экономике.

«По нашим подсчетам, при цене в 45 долл. за баррель нефти придется сформировать примерно около 3 трлн руб. резервов за 2015 год. Это означает, что государство будет капитализировать банки и повышать свою долю в них, а банки будут покупать индустриальные предприятия и становиться финансово-промышленными группами. У нас будет громадное, большое государство, вся наша экономика будет государство», — уверен Греф.

И эксперты, и члены правительства согласны с известной истиной, что без поддержки реального сектора экономики мы не уйдем от сырьевой модели. Правительство, в частности, делает большую ставку на созданный в прошлом году Фонд проектного финансирования промышленности. По словам Алексея Улюкаева, первый кредит в рамках нового инструмента проектного финансирования будет выдан в январе 2015 года. ЦБ объявил о запуске этого инструмента весной 2014 года, больше полугода занял процесс согласования проектов правительством. «Сейчас проектное финансирование тоже выстраиваем, мы вчера проводили первое заседание комиссии, отобрали банки-агенты, в январе уже примем первый проект», — пояснил Улюкаев.

Министр отметил также, что в рамках этого инструмента кредитования предоставляются бюджетные гарантии на 25%, специальное фондирование Банка России составляет 9%. «Банк России фондирует эту операцию. Средний и крупный бизнес будет получать эти средства, мы это сделаем», — сообщил Улюкаев, отметив, что пока лимит у Банка России на такие операции — 50 млрд руб.

Первый заместитель председателя ЦБ Ксения Юдаева весной сообщала, что регулятор разрабатывает новый инструмент финансирования под инвестиционные проекты на срок до трех лет. По ее словам, уже разработана схема нового механизма предоставления финансирования под инвестпроекты и создана межведомственная рабочая группа. Итогом работы этой группы должна стать выработка «более мягких правил» доступа к средствам ЦБ. Инструмент предусматривает выдачу кредитов на срок до трех лет, сейчас регулятор согласовывает критерии проектов, которые могут стать предметом залога, с правительством. Принять участие в программе смогут крупные банки с капиталом свыше 100 млрд руб.

Также Улюкаев считает необходимым обнулить регулятивную нагрузку на малый бизнес и практически освободить от налоговой нагрузки. Впрочем, это мы тоже слышим уже двадцать лет кряду.

Источник: Эксперт.

Понравился материал?

Следите за нашим блогом

Подписка через FeedBurner