Путь к обычному успеху

Запуская стартап, вы прыгаете с обрыва с мешком деталей аэрокосмического конструктора. Во всяком случае, вы надеетесь, пощупав мешок, что там — запчасти от космического корабля. Но пока мешок закрыт, нельзя быть уверенным в этом на 100%.

Вы начинаете выяснять, подходят ли запчасти друг к другу, уже во время падения. Иногда оказывается, что это на самом деле космической корабль — рынок огромен, у вас крутой продукт, естественная монополия и заслуживающий доверия план покорения мира. Для такого варианта событий существует масса советов.

Но чаще всего не все детали стыкуются, и главной целью становится более-менее мягкое приземление. Здраво оценив оставшееся время падения, вы понимаете, что из деталей в мешке можно собрать самолет. Самолет — не космический корабль, но тоже крутая и ценная штука. Правда, отправившись на самолете на Луну, вы нанесете себе огромный ущерб. Эта аксиома не зависит от того, насколько лихо вы умеете собирать самолеты и летать на них.

В этом случае вы можете попытаться раздобыть новый мешок с запчастями (новый рынок, новый продукт, новая стратегия и т.д.) и заново собрать космический корабль или продолжать полет на действительно неплохом самолете. Кто-то готов рискнуть всем и снова попытаться долететь до Луны. Для них тоже есть куча умных советов. Но многие рациональные люди готовы продолжить путь на собранном самолете. А советчиков в подобной ситуации не так много.

Давайте договоримся считать под «действительно неплохим самолетом» компанию с прибыльностью в пределах разумного и стратегией развития, благодаря которой оценка этой компании должна составить около $100 млн. через несколько лет упорного труда. Фактически, это успех по любому из показателей. Это то, что происходит с самыми удачливыми, умными и решительными людьми, которые решаются на запуск стартапа и используют все возможности, за исключением случайного столкновения с идеальным рынком.

Самое главное — понять, насколько разнится подход к стартапам у инвесторов и основателей. Как правило, инвесторам все равно, что искать, космический корабль или самолет, а вот для основателей это огромная разница. Ваши инвесторы, скорее всего, будут готовы рискнуть практически любой суммой, превратите вы свой самолет в космический корабль или нет. Но чаще всего максимум, что вы от них услышите в качестве совета, это: «Наша цель — Луна, заправим полные баки и посмотрим, что произойдет».

Будьте откровенны и правдивы с инвесторами, в конце концов вы сможете их убедить, что небольшой мультипликатор лучше абсолютной потери инвестиций. Хорошие инвесторы понимают, как работает венчурное инвестирование, и не будут воевать за результат вроде этого. Большинство из них отнесется к вам более чем великодушно в надежде на участие в вашей следующей компании. Но чем дольше вы водите своих инвесторов за нос, тем хуже для вас окажется конечный результат.

Еще одна важная вещь, о которой нужно помнить — завышенная сумма привлеченных инвестиций или инвестиции под завышенную оценку могут сильно ограничить ваши будущие возможности. Часто основатели в душе знают, что у них есть самолет, но способны убедить инвесторов, что это космический корабль. Такая тактика может не только вывести вас из душевного равновесия, но и сильно ограничить размеры будущих раундов.

Решение проблемы очевидно, но хорошо звучит в теории. На практике же сложно устоять перед искушением. Возьмите себя в руки и не привлекайте деньги по высокой оценке, если уверены, что вам не добраться до мультипликатора 10х и вы готовы счастливо продать свою стартап в ближайшее время. Обычно это означает, что нужно изменить стиль управления компанией и изыскать пути выхода на прибыльность проекта с теми деньгами, которые у вас есть сейчас. Такой подход намного полезнее, чем завести компанию в положение, когда лучшие варианты развития станут для вас недоступными.

Наконец, вы может задуматься о том, как лучше позиционировать компанию, чтобы её захотели поглотить рыбы покрупнее. Компании покупают, а не продают — очень сложно ускорить процесс поглощения, и практически невозможно продать компанию, если она не представляет действительную ценность. Этот факт приводит в замешательство многих основателей, которые решили, что со временем «нас поглотят». Но начать строить отношения с потенциальными компаниями-покупателями — хорошая идея. Обычно на это уходит много времени, и личные знакомства тут будут кстати.

И помните, что это результат, которым можно гордиться. При желании вы всегда сможете запустить новую компанию. В Кремниевой Долине полно людей, у которых была одна или несколько компаний-середнячков до того, как они добились ошеломляющего успеха.

Источник: Y Combinator Blog

Понравился материал?

Следите за нашим блогом

Подписка через FeedBurner