1. Отсутствие голодной толпы

Эффект голодной толпы часто определяет всю успешность бизнеса. Если есть люди, которые готовы покупать ваш продукт, то все будет хорошо, но если их нет вообще, то это означает, что пресловутой голодной толпы нет. И что бы вы ни делали, но ваш бизнес обречен.

Достаточно посмотреть на некоторые достаточно сложные сервисы по личным финансам. Есть те, которые делали серьезные люди, звезды стартап-индустрии, но итог оказался плачевным, так как в России просто нет достаточного количества людей, готовых пользоваться такими сервисами. Это пример, когда в толпе нет конечных потребителей. Вторым примером могут стать подкасты (хотя может им повезет куда больше) – слушать их любят многие, но вот как зарабатывать не знает никто.

2. Отсутствие нишевания

Наши клиент – все люди! Пожалуй, так не может говорить даже «Coca-Cola». Что уж говорить про какой-то интернет-проект. Сегодня при запуске стартапа нужно нишеваться. Нужно четко представлять себе целевую аудиторию проекта. Увы, новый Facebook сделают единицы за лет 10. Остальным нужно искать нишу, в противном случае ничего хорошего из затеи не выйдет.

3. Отсутствие плана

На самом начальном этапе он может быть и не нужен, но когда дело начинает раскручиваться план становится просто обязательным элементом. Иначе можно оказаться не в очень приятной ситуации, когда работа больше напоминает хаос.

4. Плохое позиционирование

Проект может быть неплохим, но при неправильном позиционировании, редакционной политике (в случае с контентными проектами) он просто не сможет собрать нужное количество пользователей, которые позволит ему жить. А потому нужно уже на начальном этапе прорабатывать позиционирование проекта, его УТП и потенциальных клиентов.

5. Параллельная работа

Многие люди начинают стартапы в свободное от работы время. Это нормально, так как надо же как-то прожить первое время. Но рано или поздно наступит этап, когда придется сделать выбор, так как для нормально развития стартапа ему нужно будет уделять больше времени, чем может себе позволить наемный сотрудник. Так, по данным компании BlackBox стартаперы, работающие над своими проектами параллельно основной работе получают инвестиции в 24 раза реже, чем те, кто работает над проектом fulltime. Рост числа пользовательской базы у них тоже меньше в 4 раза, чем у тех, кто работает над стартапом полный день.

6. Медленный рост

Иногда стартап не укладывается в планы роста. Пользовательская база растет настолько медленно, что становится понятно, что проект невозможно поднять. Другой вопрос: почему стартап растет медленно? Мне кажется, что здесь могут играть роль разные факторы, включая 5 описанных ранее.

7. Нехватка денег

Иногда причина банальна – на развитие проекта нет средств, а себя он еще не окупает. Причем это может быть даже в тех случаях, когда у проекта был инвестор. Вывод? Стараться делать такие проекты, которые приносят деньги как можно быстрее. Легко сказать, но сложно сделать. Согласен.

8. Фокус на одном клиенте/партнере

Понятно, что такое ведение бизнеса очень опасно. И его стоит избегать. Ведь если благоприятная ситуация изменится, и клиент (или партнер) уже не будет к вам так позитивно расположен, вы рискуете потерять весь бизнес.

9. Отсутствие защиты от больших компаний

Заранее надо знать, что вы будете делать в том случае, если на рынок выйдет крупной игрок. У вас уже должна быть продумана стратегия на этот счет и какие-то преимущества, которые позволят вам остаться на рынке и чувствовать себя преуспевающей компанией. Если таких вещей нет, то смерть стартапа только приблизится.

10. Отсутствие гибкости

Практика показывает, что львиная доля стартапов развивается далеко не так, как планировали основатели. А иногда даже конечный продукт сильно отличается от намеченного. И такие стартапы добиваются успеха. При работе над молодым интернет-проектом очень важно быть гибким и готовым к любым изменениям и нововведениям, которые позволят представить продукт в лучшем свете. Не стоит становиться заложником первоначальной концепции.

11. Непонимание основных клиентов

Основной доход будут приносить уже поздние покупатели. В отношении стартапов можно сказать, что это не гики. На блоге kip.ru Петр Диденко высказал интересную мысль, что большинство российских стартаперов не умеют доносить свой продукт именно до этой аудитории, останавливаясь на гиках. Это тоже может стать причиной краха.

12. «Мне это нравится», а не «это нужно рынку»

Запуск стартапа, который просто нравится своей идеей и концепцией основателям – очень плохой шаг. Работать надо над проектом, который необходимо рынку. Над проектом, который может собрать вокруг себя определенную аудиторию. В конце концов, это бизнес или хобби? Нужно определиться в самом начале.

13. Слабое продвижение

Конечно, есть расхожее утверждение, что хороший продукт продает себя сам. И оно действительно работает в некоторых случаях. Но в большинстве своем — нет. А потому уже в самое первое время нужно уделить тщательное внимание программе продвижения. Причем желательно обойтись без рекламных агентств и наемных маркетологов. Лучший вариант, когда продвижением занимается один из основателей.

14. Поиск бизнес-модели в процессе

Действительно многие крупные западные стартапы нашли свою бизнес-модель только в процессе работы. Они занимались тем, что создавали полезные для людей проекты, а уже потом думали, как с них можно заработать. Проблема заключается в том, что в большинстве случаев эти проекты – исключения из правил. И повторить их успех по такой же схеме не просто сложно, а практически невозможно. О бизнес-модели нужно думать заранее, иначе все может закончиться плачевно.

15. Отсутствие фокусирования

Например, одновременная работа сразу же над несколькими стартапами + работа на дядю в это же время. Конечно, можно делать в одно время и несколько проектов, но только при условии, что часть из них уже стоит на ногах, и вы можете нанимать людей, которые будут отвечать за конкретные проекты. Если всего этого нет, то отсутствие фокусирования может похоронить стартап.
Кроме того, в работе над самим проектом нужно фокусироваться на целях и самых важных вещах, а не пытаться сделать все и сразу.

16. Ошибки финансового планирования

Это те ситуации, когда вы думаете, что для успеха проекта вам надо 10 тысяч долларов, а на самом деле нужно было 100. Но вы так и не поняли этого, закрыв проект. Такое тоже бывает, к сожалению.

Использованы материалы UBR

Понравился материал?

Следите за нашим блогом

Подписка через FeedBurner