По роду своей деятельности мне приходится сталкиваться с множеством разных людей, особенно из числа тех, кто ищет инвестиции. Их можно разделить на три группы по стилю и манере общения, запросам и ожиданиям, степени продуманности идеи и подготовленности проекта.
Плюсы для инвестора |
Минусы для инвестора |
|
---|---|---|
Молодые специалисты |
Много идей и энергии. Ищут небольшие инвестиции, в основном на посевной стадии. |
Отсутствует жизненный и профессиональный опыт. Слабая проработка проекта. |
Ученые/технари |
Очень хорошо проработанные идеи с технической стороны. Обычно есть команда технических специалистов. Проведены исследования или имеется работающий прототип. |
Непрерывный процесс улучшения продукта, который так и не могут начать продавать. Сопротивляются контролю со стороны инвестора и всегда пытаются влиять на процесс управления. |
Предприниматели |
Умеют оценивать рынок и имеют четкое представление о плане развития проекта. Знают как запустить проект и начать продажи. |
Оценивают свое участие в проекте очень дорого. Умеют приукрасить финансовые показатели и замаскировать спорные данные. |
Ни одна из этих групп не идеальна для инвестирования, но самое интересное в том, что участники каждой категории склонны утверждать, что их идея уникальна и бесценна. Хочется, чтобы каждый автор был готов стойко принять и осмыслить, услышав от инвестора оценку своей великолепной и тщательно продуманной идеи:
- Вы нашли интересную и оригинальную идею. Но стоимость Вашей идеи на данном этапе для инвестора: ноль рублей. Почему? Потому, как минимум, инвестору еще нужно будет ее заново пересчитать и адаптировать под имеющиеся ресурсы, а возможно регион или рынок.
- Предположим, что Вы учли все нюансы существующего рынка, собрали команду единомышленников. И все равно, инвестор может оценить стоимость Вашей идеи на данном этапе в ноль рублей. Причина проста — Вашу идею еще нужно будет претворить в жизнь, а как показывает практика, то, что в теории выглядит красиво, на деле очень часто оказывается далеко не так безоблачно.
- Вы самостоятельно запустили проект и у Вас уже есть несколько клиентов. Но стоимость Вашего проекта для инвестора по прежнему: ноль рублей. Стоимость проекта формируется не только из его активов, но и из возможности дальше зарабатывать инвестору на Вашем проекте. А для этого, кроме инвестиций ему будут нужны люди, которые будут поддерживать начатое, и сумеют это превращать уже в другие деньги.
Общение с инвестором всегда предполагает торг и дальнейшее соблюдение всех договоренностей, но если Вы уже сейчас подходите к партнерству с инвестором на условиях:
— ecли бизнес прогорит, то ничего не надо отдавать — ведь это был венчурный проект;
— если бизнес пойдет в гору, то вернуть инвестору его деньги, а себе все доли в бизнесе;
то в таком случае, Вам лучше искать не инвестора, а кредитора, который даст Вам деньги под проценты, и ему совершенно все равно насколько Ваши бизнес-идеи успешны.
Ценность идеи в большей степени должна проверяться предпринимательским опытом инвестора и венчурное инвестирование — это удел рискованных бизнесменов-инвесторов. И не стоит забывать, что любой бизнесмен предпочитает торг как по объему инвестиций, так и по долевому участию в бизнесе, а насколько Вы его убедите в успехе вашего будущего совместного бизнеса, то такова и начальная оценка идеи.
Для размышления:
Отечественные венчурные фонды — они вообще имеют отношение к стартап-индустрии
По методу Кремниевой долины: почему инвестор не заказчик
Любовь и смерть венчурного капиталиста
Детский сад: записки инсайдера