Государственное агентство финансирования технологий и инноваций Финляндии «Текес» предложило собственный взгляд на основные векторы инновационного развития России до 2020 года.

Инновационная стратегия России до 2020 года: версия финского национального центра технологического развития

Источник: Тekes.fi

Мнение финских специалистов было изложено в виде брифа и опубликовано на сайте компании.

В нем, в частности, говорится, что «глобальная экономика характеризуется всё большим ускорением технологического прогресса, который приходится догонять России. Высококвалифицированные рабочие ресурсы и «умные деньги» становятся очень мобильными, а их привлечение превращается в настоящий вызов для инновационной экосистемы любой страны.

На ситуацию в российской экономике в ближайшее время также будут сильно влиять такие глобальные тенденции, как изменение климата, старение населения, безопасность продуктов питания, здравоохранение и так далее». Анализируя текущую ситуацию, специалисты агентства пришли к следующему выводу:

Значительная проблема состоит в том, чтобы создать базу и стимулы для инновационного развития всех отраслей экономики, усилить сотрудничество коммерческих и бюджетных исследований с пользой для существующей и формирующейся инфраструктур.

Исходя из этого, определены цели и задачи до 2020 года:

— увеличение доли инновационных компаний до 40-50%;

— достижение на мировом рынке высокотехнологичных продуктов российской доли минимум 5-10% в 5-7 рыночных сегментах;

— увеличение валовой добавленной стоимости инновационных товаров и услуг в российском ВВП минимум до 17-20% с текущих 12%;

— увеличение доли инновационных продуктов в общем объеме производства РФ минимум до 25-35% с текущих 12,5%;

— увеличение расходов на собственные научно-исследовательские работы до 2,5-3% ВВП с текущих 1,3%, причем чтобы более 50% приходилось на частный сектор;

— увеличение доли публикаций российских исследователей в общем числе международных публикаций до 5% с текущих 2,5%;

— увеличение среднего уровня цитируемости российских научных публикаций до 5 ссылок на статью с текущих 2,4;

— вхождение минимум 5 российских университетов в число 200 лучших вузом международного рейтинга;

— увеличение числа патентов, зарегистрированных россиянами в патентных организациях Евросоюза, США и Японии до 2,5-3 тысяч ежегодно с текущих 100-200;

— увеличение доли дохода российских университетов от коммерческих исследований и монетизации интеллектуальной собственности до 25%;

— увеличение доли университетских исследований в общем количестве исследований, финансируемых за счет федерального бюджета, до 30%.

Основные задачи:

— инновационной экономике нужен «инновационный класс», ориентированный не только на потребление, но и на создание инноваций. Задача – коренное расширение инновационного предпринимательского класса, публичная пропаганда стартаперского поведения, принимающего риски, и инновационной деловой активности. Обеспечение нужного образования и навыков, которые прививают современную инновационную поведенческую модель;

— коренные изменения в восприятии бизнесом инноваций и спросе на них. Компании должны относиться к инновациям не как к обязаловке или «хобби», а как к неотъемлемой части их деловой активности, жизненно необходимой для сохранения в будущем конкурентоспособности, эффективности и лидирующих позиций;

— превращение самого государства в более инновационное. Сюда входит широкое внедрение информационно-вычислительных технологий в государственные процессы и сервисы (электронное правительство). Использование системы госзакупок для стимулирования инноваций. Установление «инновационного климата» — условий и поощрений, стимулирующих компании и людей на внедрение инноваций;

— формирование сбалансированного, стабильного научно-исследовательского сектора в экономике, который бы имел оптимальную структуру, обеспечивающую непрерывное производство конкурентоспособных на мировом рынке знаний. Кардинальное улучшение инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научных исследований;

— усиление открытости национальной инновационной экосистемы и инновационной экономики, расширение интеграции России в глобальный инновационный процесс, углубление международного сотрудничества.

Почему «Текес» предлагает такую стратегию?

«Общая смешанная инновационная стратегия предложена как оптимальная. В некоторых областях, таких, как космос, нанотехнологии и композиты, атомная энергетика, ИТ, Россия может пытаться претендовать на роль одного из мировых лидеров, предлагая инновационные решения и технологии мирового класса (стратегия лидерства).

В других областях страна будет идти по пути развитых азиатских стран (Япония, Южная Корея, Сингапур и т.д.), импортируя и адаптируя самые передовые из доступных технологий (стратегия подхватывания).

Понятно, что стратегия лидерства в чистом виде очень затратная и может применяться точечно только в тех областях, где Россия имеет традиционно сильные позиции и прочную базу. В других сферах (автомобилестроение, услуги, строительство и т.д.) современные технологии должны заимствоваться и адаптироваться. Таким образом, будут получены преимущества в минимизации рисков, ускорении инновационных процессов, получении выгоды из общего наращивания технологического прогресса страны, децентрализации и дерегуляции».

Специалисты агентства предполагают, что стратегия должна реализовываться в два этапа, второй из которых продлится до 2020 года и предполагает следующее:

«Этап до 2020 года характеризуется увеличением частной доли в общей сумме инвестиций, сделанных в научно-исследовательские работы. Со стороны общественности будет делаться больший акцент на дальнейшее развитие элементов инновационной инфраструктуры и увеличение её эффективности.

Должно закончиться формирование единой, соответствующей своему назначению и функциональной национальной инновационной экосистемы. Усиление государственной поддержки обеспечит продвижение российских инновационных продуктов и сервисов (включая финансовые и консультационные) на глобальные рынки.

Бюджетные расходы будут больше сфокусированы на самых многообещающих областях, с точки зрения технологий, и на крупных специализированных технологических программах, поддерживаемых непрерывно увеличивающимися в размере небюджетными финансированиями».

 

Понравился материал?

Следите за нашим блогом

Подписка через FeedBurner